Центр гирудотерапии
Центр гирудотерапии – это команда врачей гирудотерапевтов, имеющих опыт работы в коммерческих и государственных медицинских заведениях.
Задумайтесь о своем здоровье – обратитесь к профессионалам центра гирудотерапии!
Многие пациенты не обращаются за помощью к врачу, а занимаются самолечением, которое в лучшем случае приносит лишь кратковременный эффект. За квалифицированной помощью больные обращаются только в крайнем случае, когда медикаментозным путем вылечить это заболевание уже невозможно. Часто больного ожидает операция. Однако и она отнюдь не панацея от бед. В будущем, как показывает практика, различные заболевания могут возобновиться.
С помощью пиявок можно не только окончательно победить болезнь, но и оздоровить организм в целом. Облегчение состояния часто наступает уже после первого сеанса. Гирудотерапия способствует предупреждению повторного возникновения заболевания: ликвидирует венозный застрой в нижних конечностях, органах малого таза, системе портальной вены печени, разрушает старые тромбы и препятствует образованию новых, нормализует кровоснабжение и работу различных органов.
Современные методы лечения пиявками
Более тридцати веков медицинские пиявки с успехом используются в лечебной практике. В истории гирудотерапии (от лат. Hirudo — пиявки) были и подъемы, и спады. Расцветом этого метода лечения можно считать XVIII-XIX века, когда пиявки занимали в экспорте России место, равное злаковым культурам, являясь важной статьей дохода государственной казны. В то время пиявок применяли не только для лечения, но и для профилактики ряда заболеваний.
Интересен тот факт, что пиявок ставили и для косметических целей. Известно, что для появления нежного румянца на щеках и придания глазам особого блеска девицам ставили пиявки на точки за ушами. Из записей историков медицины того времени следует, что медицинская пиявка «заняла красный уголок аптеки». Однако с появлением медикаментов лечение пиявками отступило на задний план, как, впрочем, и все другие средства народной медицины. В настоящее время известно, что применение синтетических лекарственных препаратов открыло дорогу нежелательным побочным эффектам. Вылечивается одно, но неизбежно калечится другое. И тут самое время вновь вспомнить созданное самой природой, кажущееся уже древним эффективное средство лечения — медицинские пиявки. Однако бояться побочных осложнений не надо — сама природа защищает от них. Кроме того, вылечивая конкретную болезнь, мы даже не подозреваем, какую приносим пользу организму в целом. Что-то можно заметить сразу: улучшается сон, аппетит, повышается настроение, а что-то — нет: нормализуется обмен веществ, активизируется иммунная система. Кроме того, исчезают многие заболевания сосудов, крови, воспалительные процессы, которые уже начали себя проявлять или к которым имеется предрасположенность.
Естественно, что современные врачи больше, чем в древности, знают о механизмах воздействия пиявок на отдельные физиологические системы и организм в целом. Продолжительные научные исследования принесли свои плоды: пиявка признана «фармацевтической мини-фабрикой», производящей сбалансированный комплекс биологически активных соединений, который оказывает многостороннее воздействие на человека. А результат такого воздействия — оздоровление и омоложение организма.
Если наши предки применяли медицинских пиявок обычно для снятия «сглаза», «порчи», избавления от истерии и т. д., то сейчас спектр заболеваний, поддающихся лечению гирудотерапией, значительно расширился.
Немного про лечение пиявками и развитие гирудотерапии
Всякое знание нового без осознания и выявления прежнего — не основательно, особенно во врачебной науке. Однажды добытые истины относительно своего содержания никогда не могут состариться. И поэтому мы обращаемся к старине — истории кровоизвлечения пиявками, столь древней, как и история медицины, со времен пользования их в Риме (Гален), в восточной медицине (Ибн Сина — Авиценна) и в России.
Медицина на заре своей видела в пиявках панацею, средство чуть ли не от всех болезней. Особенно популярны они были в конце XVIII и в первой половине XIX века в западноевропейских странах, так же широко, как и в России. Горячими приверженцами этого способа лечения в нашей стране были такие известные врачи, как М. Мудров, И. Дядьковский, Н. Пирогов, Г. Захарьин. В 30-е годы XVIII века в России ежегодно использовали около 30 миллионов пиявок. Разведение их практиковалось даже на Урале, в условиях резко континентального климата. Но столь большой размах применения пиявок расценивают в наше время скорее как следствие тогдашнего «весьма ограниченного арсенала медикаментов», а не как один из способов восстановления здоровья человека.
Отношение к лечению пиявками (бделлотерапия — с греческого и герудотерапия — с латинского) стало отрицательным во второй половине XIX века, когда появилось мнение, что эти черви могут занести инфекцию. Так, С. Боткин считал, что к способу местного кровопускания пиявками следует относиться с большой осторожностью. Проще было применять кровопускание из вен, тем более что кровоизвлечение пиявками считали только местным воздействием. В первые десятилетия XX века пиявки почти исчезли из арсенала медицинских средств. Полностью игнорировались достижения народной медицины, опыт земских врачей, которые, несмотря на неправильное толкование значения употребления пиявок и безудержное применение кровопусканий, все же подметили, что при некоторых заболеваниях они, несомненно, оказывают целебное воздействие на весь организм человека. Пиявки были чаще достоянием не официальной, а народной медицины (она и поныне не изменяет им), а то и просто монахов, пастухов или цирюльников. И зависело это от недостатка точных знаний и искусства применения герудотерапии. Самое монументальное руководство «Монография врачебных пиявок» — было написано в Санкт-Петербурге в 1859 году А. Воскресенским по поручению Российского Военно-медицинского департамента. Оно содержало историю пиявочного хозяйства и ведение его в России и за рубежом, практические рекомендации по врачебному употреблению пиявок. В России когда-то чтили пиявок: как отмечал тогда А. Воскресенский, пиявочный промысел как в экономическом, так и во врачебном отношении был таков, какого не достигало ни одно европейское государство. 70 миллионов пиявок в год из России вывозили в Западную Европу, особенно во Францию, которая ежегодно употребляла от 80 до 100 миллионов пиявок (а стоила тогда 1 штука 10 копеек).
На протяжении многих лет герудотерапию рассматривали то как панацею от всех заболеваний, то осмеивали ее, поносили и предавали забвению, одни — рекомендовали, другие, не имея опыта, — предостерегали от нее. Протест против забвения и такого неправильного, дилетантского отношения вообще к кровоизвлечениям был заявлен знаменитым клиницистом, профессором Г. А. Захарьиным на годичном заседании Московского физико-медицинского общества в 1889 году, где в докладе «О кровоизвлечении» он определил его как «лечебное средство, пользе и важности которого научил меня многолетний опыт». «Курьезно то обстоятельство, — указывал Захарьин, — что отрицательные отзывы по отношению к кровоизвлечению пиявками исходят от лиц, их не употреблявших, а потому не имеющих личной опытности в этом способе лечения». Не ограничившись только одними протестами, как это обычно существует сейчас, он обосновал новый подход в отношении как общего, так и местного кровоизвлечения пиявками, точные и подробные показания и противопоказания. Но данный метод до сих пор так и не стал общим достоянием врачей, признающих только фармакологическое лечение, хотя гирудотерапия имеет явные преимущества перед ним, оказывая комплексное естественное воздействие на организм больного, практически без отрицательного побочного эффекта.
Что же происходит с гирудотерапией в наше время? Возвращение теперешней, чаще практической, а не официальной медицины ко многим новым (хорошо забытым старым) методам лечения, в частности к лечению пиявками, стало возможным благодаря развитию новых теоретических знаний, обеспечивающих возможность обоснования механизмов действия пиявок, уточнению показаний и противопоказаний к их практическому применению (большой вклад в гирудологию внес известный русский врач-гирудолог Г. Щеголев). Немаловажной причиной, а скорее побуждающим мотивом к реставрации старинных методов народной медицины является малая эффективность современных общепринятых ортодоксальных методов. В этом убеждает рост нездоровья взрослого и, что особенно печально, детского населения. И поэтому жизнь взывает к поиску путей выхода из замкнутого патологического круга для страждущих. Да и не проще ли восстановить и использовать уже проверенные практикой, чем искать новые, эфемерные? Тем не менее, постепенно лечение пиявками вновь становится одним из популярных составляющих приемов натуротерапии, естественного, безмедикаментозного метода лечения.
Мы стремимся совместить все доселе внесенное в гирудологию — наиболее положительное и интересное об этих животных и в гирудотерапию — предмет в сути своем старый, но зарекомендовавший себя эффективно не только кровоизвлекающим, но и фармакологическим средством при множестве недугов. Сделаем все зависящее от нас, чтобы противников и безразличных к гирудотерапии стало меньше, а истинных и сведущих в ней борцов с недугами за здоровье человека — больше. Выражаем надежду, что гирудотерапия найдет всеобщее признание и широкое применение, ибо, как указывал Гиппократ, «врач лечит — Природа исцеляет». Уповаем еще и на понимание того, что законы здоровья и болезни — одни и те же законы органической жизни, различны лишь их условия, которые и должны создаваться не только фармакологией, но и теми естественными методами, которые будут сохранять человеку здоровье и избавлять его от недугов. Мы надеемся, что гирудотерапия внедрится в жизнь и практическую медицину.
«Кровопускание — попеременно то прославляемое до чрезвычайности и панацеи или отвергаемое столь же несправедливо, как и без меры, то производимое с расточением или изгоняемое, осмеянное совершенно как бесполезное, даже опасное, — кровопускание, претерпело больше, нежели что-нибудь в мире, различные и самые противоположные перемены. Сие — безмерное благо или ужасный бич — должно же наконец получить суд беспристрастный и сохранить свое преимущество между самыми действительными пособиями искусства, целебного разумеется, когда оно употребляется с благоразумием и знанием дела?» Отвечая на поставленный в начале XIX века вопрос французского врача И. Полиньера «Пиявки — безмерное благо или ужасный бич?», мы соглашаемся с ним: «Благо безмерное, целебное, когда оно применяется разумно и со знанием дела».