Пиявка в «Каноне врачебной науки» Авиценны

Славу Абу Али-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Ал-Ха-сан Ибн Сине (980—1037), по-европейски Авиценне, принесли написанные им в 1012—1024 годах два труда — «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления». Этот колоссальный свод медицинских знаний представлял собой одну из вех на пути развития подлинных идей гуманизма, связанных с борьбой за охрану здоровья человека. Данные труды служили источником медицинских знаний в продолжение шести веков и вошли в сокровищницу мировой науки и культуры в странах Европы благодаря содержанию в них зрелых оригинальных и обоснованных положений о медицине. Это целая медицинская энциклопедия (в пределах знаний своего времени). «Канон» в XII веке оказался среди первых печатных книг и по числу изданий соперничал с Библией, издаваясь около сорока раз.

До второй половины XVII века включительно «Канон» был основным руководством, по которому велось преподавание медицины. В это же время с трудами Авиценны познакомилась и Древняя Русь. Именно тогда его имя и советы стали встречаться в наших многочисленных лечебниках и травниках. В русских энциклопедиях, так называемых азбуковниках XVII века, также есть ссылки на Авиценну. Профессор К. Флоринский писал: «...Восточная медицина была распространена у нас путем многочисленных популярных сочинений, что до сих пор в устах простого русского народа приходится слышать идеи Галена, Цельса и Авиценны».

Сотни лет врачи всех стран учились по «Канону» , пользовались им как неисчерпаемым источником знаний. «Канон» учил пониманию того, что такое болезнь, здоровье, медицинское искусство, распознаванию, лечению и предупреждению болезней, самому подходу к больному человеку.

В первых строках своего «Канона» Авиценна указывал: «Я утверждаю: медицина — наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или тратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено».

С этой целью в своем «Каноне» Авиценна отводил большое значение, среди прочих естественных средств, пиявкам, посвятив им § 22: «Говорят индейцы: среди пиявок есть такие, в естестве которых имеется ядовитость. Поэтому следует избегать всех пиявок с большой головой и тех, которые темного, черноватого цвета, которые зеленого цвета или с волосками, или похожими на угря, а также тех, на которых лазоревые полосы, и тех, что похожи по окраске на хамелеона. Все такие пиявки отличаются ядовитостью, и применение их вызывает опухоли, обмороки, кровотечения, лихорадку, расслабление и дурные язвы.

Следует также избегать пиявок, пойманных в зловонной, дурной воде, и, наоборот, выбирать, которых ловят в воде, покрытой ряской, и в воде, где водятся лягушки, не обращая внимания на разговоры, будто пиявки, находящиеся в воде, изобилующей лягушками, — плохие. И пусть пиявки будут различных цветов, с преобладанием зелени и чтобы на них тянулись две полосы цвета аурипигмента.

Хороши также пиявки рыжие, синеватые, с круглыми боками, и пиявки цвета печени, а также те, что похожи цветом на маленькую саранчу, и пиявки, похожие на мышиный хвост, и тонкие пиявки с маленькой головкой. Не выбирают пиявок с красным брюшком и зеленой спинкой, особенно, если они находятся в проточной воде.

Пиявки тянут кровь из большей глубины, нежели банки. Их надо ловить за день до употребления, и, если возможно, следует вызвать у них рвоту, держа их вниз головой, чтобы вышло то, что у них в животе. Затем им надо дать немного крови бараньей или другой, чтобы они напитались раньше, чем их поставят. Потом их берут и очищают от слизи и грязи чем-нибудь вроде губки, обмывают место, к которому их приставят, натирая докрасна. После этого, когда пиявок хотят употребить, их пускают в пресную воду, где они очищаются, после чего их приставляют к телу.

Одним из средств заставить пиявок поживее впиться в тело является натирание данного места грязью с головы или кровью. Когда пиявки наполняются и их пожелают сбросить, насыпь на них немного соли, золы, жженой льняной тряпки, жженой губки или жженой шерсти.

После того, как пиявки отпадут, лучше всего взять и отсосать банкой из того места немного крови, вместе с которой отойдет вредное влияние пиявки и ее укуса.

Если кровь не останавливается, то посыпь ранку известью, золой, мелко потолченными черепками или каким-нибудь другим кровоостанавливающим средством.

У того, кто ставит пиявки, должна быть наготове чашечка с пиявками. Пиявки очень хорошо употреблять при кожных болезнях, как например, при шелудивости, стригущем лишае, рыжих пятнах на коже, веснушках и других заболеваниях».

Судя по материалам «Канона врачебной науки», Авиценна расценивал действие пиявок как средство выведения «дурной» крови из небольших сосудов (капилляров) и очищающее весь организм. Он указывал: «Если тело чисто, то очищать следует только больной орган с помощью банок или припускания пиявок. Не откладывай и не оттягивай этого, ибо оттяжка увеличит злокачественность заболевания».

Показанием для гирудотерапии Авиценна считал разъедающую гангрену, «медицинскую жилку», проказу, разъедающие негнилостные и злокачественные язвы, ужаления и укусы змей, когда «припуск пиявок вытягивает яд наружу и не дает ему проникнуть внутрь, особенно если яд еще не распространился». «К числу средств, — писал он, — нужных для очищения кожи от дурной материи „лисьей болезни" (плешивость) принадлежит пиявка».

На основании своего опыта Авиценна указывал, что «применение пиявок — одно из лучших средств при лишае, язвенных прыщах и утучнении (отек) отдельных органов — рук, ног, губ, носа, крайней плоти и члена».